Всесезонный сад на 7 сотках
На небольшом участке, окруженном живой изгородью, был создан уголок для отдыха и уединения
Владельцы дуплекса в коттеджном поселке на Новой Риге обратились к ландшафтному архитектору Юлии Наместниковой с просьбой создать мини-сад для отдыха. На небольшом участке нужно было организовать места для разнообразного досуга: беседы с друзьями, джакузи, барбекю и уединенного отдыха в гамаке. И что особенно важно — обеспечить их закрытость и приватность.
Задачу приватности решили, отгородившись от соседей с помощью живой двухметровой изгороди из туи западной. Такая же изгородь разделяет пространство внутри сада, закрывая зону отдыха от въездной части с парковкой.
Туи образуют красивый фон для растений-солитеров, отличающихся интересной структурой кроны — с их помощью обозначены все функциональные зоны сада.
Главную роль здесь играет клен гиннала или клен приречный (Acer ginnala), густая крона которого в результате стрижки приобрела форму зонта. Стволы клена подбиты посадками горных сосен «Мини Мопс» и «Хампи», среди которых высадили многолетники: живучку ползучую (Ajuga reptans) и печеночницу (Hepatica nobilis).
Юлия Наместникова создала всесезонный сад, который красив в любое время года. Дизайнер подбирала растения, учитывая то, как они смотрятся в течение года, ориентируясь на размер, форму, фактуру листвы, ветвей и стволов.
«Для ландшафтных архитекторов не так важен конкретный сорт растения, как его форма, листва, осенний окрас листьев, — объясняет Юлия. — Например, у клена приречного мелкие листья, а у остролистного — довольно крупные. На месте клена могла быть ирга канадская. Клен и многоствольную иргу (ее мы посадили при входе) объединяет общность формы — зонтиковидная крона и характер разветвленности ветвей».
Осенью кроны клена приречного и ирги выделяются на фоне зелени огненно-красными облаками. В конце августа или в начале осени загораются бересклеты. Дерен белый Elegantissima добавляет в осеннюю палитру сада пурпурно-розовато-бордовые оттенки.
Растения подобраны так, чтобы летом сад был выразительным в зеленой монохромной гамме. Игру цвета создают именно разные оттенки зеленого, нюансы листвы и травы, поскольку летом в саду разноцветных листьев нет. «Я не сторонница многообразия. Здесь разнообразие именно зеленого, много трав, минимум цветов», — рассказывает архитектор.
Отличительная особенность сада — простота в уходе. «Все газоны имеют удобную для кошения форму. Когда посадки делаются отдельно, нужно косить вокруг каждого куста, а здесь единая поляна, с которой можно справиться довольно быстро. У нее есть изгибы, но они очень плавные и поэтому удобны для покоса», — поясняет Юлия.
На фото: на переднем плане — осока Морроу (Carex morrowii ‘Variegata’) и осока maxima (Carex pendula)
Другие акцентные растения сада — ивы из коллекции Александра Марченко: бонсай из ивы «Маленький гном» (в зоне отдыха с джакузи) и ива «Водопад». По словам дизайнера, эти деревья не часто встречается в садах, несмотря на то, что ивы — весьма неприхотливые растения.
В зоне отдыха с джакузи под ивой «Маленький гном» прекрасно себя чувствует компания травянистых многолетников. На фото можно заметить осоку Морроу, образующую невысокие темно-зеленые кустики, более высокую и плакучую траву — осоку maxima, а также шалфей Caradonna. Нижний ярус под кустарниками образуют морозники, папоротники, хосты, барвинки.
«Трава остается зеленой долгое время. Важно, что она оказалась именно в этом месте — где довольно долго купаются, даже в зимний период, до настоящих морозов, — рассказывает автор проекта — Ведь находиться среди растений, которые имеют графичную листву, приятно».
Заказчики просили использовать в саду только белый цвет. В палитру сада его включили с помощью пышно цветущих кустов гортензии (кустарника с продолжительным периодом цветения), калины «Розеум», роз морщинистых и чубушников. Весной здесь цветут яблони, ирга, дерен и сирень.
Кулисы из растений в светло-серебристой гамме закрывают забор и растворяют границы участка. Каждое растение повторяется и дополняет предыдущее. «Они нанизаны, как бусины, одно за другим. Получилось такое вот многоярусное декоративное ожерелье или кулисы», — продолжает дизайнер. А розовато-белое облако в конце лета — это клен ясенелистный «Фламинго» и дерен белый «Элегантиссима».
«Ива “Водопад”, как ширма, перекрывает вторую часть сада. Задача была сделать таким образом зонирование в середине участка», — поясняет Юлия.
На фоне изгороди выстроились в ряд декоративные яблони «Голден Хорнет»(Golden Hornet). У них очень интересные яблоки — желтые, крупные и, самое главное, съедобные, приятные на вкус, хотя этот сорт декоративный.
На фото: трава молиния голубая (Molinia caerulea)
Заказчики просили сделать уединенные места для отдыха, поэтому между ивой и живой изгородью повесили гамак. С противоположной от живой изгороди стороны расположена парковка.
Вдоль дорожки, идущей рядом с домом, на переднем плане бордюра расположилась низкорослая туя Даника. За тщательно подстриженной туей растут пышные кусты гортензии. Края дорожки обрамляет природная галька.
Сад создавался весной за очень короткие сроки. «У нас был всего месяц на реализацию, — вспоминает Юлия. — На стройке нужно быть хорошим менеджером, необходимо четко продумать всю цепочку происходящего на участке и управиться в сроки.
За счет продуманной логистики, когда все растения приехали одновременно в одной машине, мы сократили транспортные издержки. И все успели, включая организацию освещения, автополива, дренажной и ливневой канализации. Проект делали зимой, и он занял времени больше, чем его реализация».
На фото: беседка, архитектор Александра Федорова
Картина этого сада, как картина художника, выглядит законченной независимо от времени года. Поздней осенью и зимой сад становится более архитектурным. Когда сад оголяется, особенно хорошо видно, что его зоны (а это зоны отдыха) обозначены определенным растением. Например, клен приречный занимает главную позицию в зоне беседки.
В это время года главными действующими лицами в саду становятся хвойники. Особенно притягивает взгляд изгородь из туй. На ее фоне выделяется один из двух садовых бонсаев — бонсай из сосны обыкновенной. Его можно заметить на фоне живой изгороди между беседкой и домом.
Интерьер дома и беседку спроектировала в современной минималистской стилистике архитектор Александра Федорова. Сад создавался в единстве с архитектурой построек, как продолжение дома и интерьера — и это не случайно, поскольку его проектирование происходило одновременно с реализацией проекта интерьера.
«В это время можно было продумать все детали, всю графику, всю геометрию и связать их с наполнением дома», — вспоминает ландшафтный архитектор.
Для этого проекта Юлия выбирала только те деревья и кусты, которые, оставаясь без листвы, сохраняют свою красоту. За счет формы стволов или ветвей они создают особенную графику в зимнем саду.
«В первую очередь тут важна форма растения и то, как она работает в пространстве. В зависимости от формы мы подбираем растение для пространственной композиции сада. Учитываем, как оно смотрится не только в летнем саду, но и зимой. Ведь не менее важно, что происходит с садом, когда он оголится», — подробно объясняет Юлия.
Разветвляющиеся, как у высокого кустарника, и покрытые гладкой серой корой стволы клена приречного за счет графичности делают его выразительным глубокой осенью и зимой.
Гортензия в окружении туи западной даже после обрезки смотрится симпатично — все дело в ее светло-рыжей коре.
Благодаря вечнозеленым растениям палитра зимнего сада имеет множество оттенков. Хвойные дарят саду зеленые, серебристые, изумрудные, салатовые, голубые и желтоватые краски.
Цвет и рисунок стволов деревьев, ветвей кустарников и сохранившихся стеблей делают картину сада еще более выразительной и добавляют графики. В это время года они сами по себе декоративный элемент.
Характер сада, в котором растения выстроены в пространстве по форме, размеру и структуре, меняется, появляются другие акценты. «Оголившийся клен открывает вид на сад, и графика переходит на туи. А в летний период этот клен, наоборот, закрывает беседку от соседей и делает ее более интимной», — комментирует Юлия.
Эти фотографии сада сделаны в начале ноября, когда листья уже опали и появился первый снежок. Ноябрь, пожалуй — самая некрасочная пора, когда осень не спешит уходить со двора, а зима медлит заявить о себе в полную силу. Зато сад, покрытый изморосью, инеем и слегка припорошенный снегом, — прекрасен. Цветовая палитра в эту пору становится более строгой, изысканной и не менее интересной, чем летом.
На фото: бересклет крылатый (Euonymus alatus); ель «Глаука Глобоза» (Glauca Globosa)
Картина осеннего сада была бы незавершенной без трав. Их так же разместили с учетом того, как они будут смотреться в зимний период. Осенью травы не обрезают. Покрытые изморосью листья осоки Морроу (вечнозеленого многолетника) и более высокой плакучей осоки Maxima напоминают о весне и лете, о непрерывности сущего.
«В небольшом саду необходимо жестко относиться к выбору материалов и растений, так как расстояния очень малы, и желание разглядеть фактуры и текстуры гораздо выше, чем в садах большей площади», — объясняет архитектор.
Открытой земли в саду не оставили. Почву между посадками закрыли декоративной мульчей — сосновой корой, препятствующей росту сорняков, задерживающей влагу летом и создающей тепловую подушку зимой. Это облегчает уход за садом. Тем не менее работы здесь всегда хватает. «Садовник выполняет всю техническую часть, стрижет растения, придавая им нужную форму, но заказчик и сам выходит с ножницами», — завершает рассказ Юлия.
О проекте
Место: Коттеджный поселок, Новорижское шоссе
Год: Сад создан в мае 2014 года; летние фото — 30 августа 2016 года
Размер: 0,07 га
Кто здесь живет: Семья с двумя взрослыми детьми
Автор проекта: Ландшафтный архитектор Юлия Наместникова
Фото: Андрей Скоморощенков
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Очень любопытно! Я долго искал информацию об этом!
Интересно такое надо применять!