9 июня 2012 г.

Скандинавские Эко-общины

Этот очерк описывает отношение местных органов управления к развитию устойчивых поселений.

Общие сведения 1

Концепция эко-общин 'зародилась в 1980 году в финском графстве Суомуссалми и с тех пор получила развитие и распространение в соседних скандинавских странах. В 1983 году эта концепция была принята в шведском муниципалитете Овертонса, который с этого момента стал называть себя "Шведская эко-община". Приобретенный этой общиной опыт описывается в книге "Экологическое общество будущего". В обоих случаях идея эко-общины служила стратегией борьбы провинциальных сообществ против централизации и уменьшения населения.


Норвегия ;

В Норвегии 10 муниципалитетов называют себя эко-общинами; они сформировали специальную организацию - Норвежский Форум Эко-общин. Членство в этой организации обязывает каждую общину твердо придеживаться главных направлений программы. Если община нарушает ее, например, предпринимая действия, явно не способствующие целям "местного стабильного развития", она может быть исключена из организации. Программа ориентирована на закладывание экологической основы в муниципальное планирование. Она базируется на инициативе снизу, в которую входит стремление координировать местную демократию и местный энтузиазм с целыю обеспечения местного устойчивого развития. Это содействует как политическому согласию в обществе, так и положительному процессу развития.

Конкретно это проявляется в тесной связи между традиционным сохранением окружающей среды и планами работы по созданию рабочих мест, которая может быть названа "стабильное хозяйственное развитие". Программа эко-общин включает также ориентацию на остальную Европу и страны Третьего Мира. Так, предпринимается связать местную ситуацию и мировые вопросы окружающей среды посредством организации подобных общин в странах Третьего Мира. В течение 1990 года муниципалитеты участвовали в программе предварительного изучения вопроса с целью разработать интернациональный руководящий план развития стратегий разумного муниципального развития".

Эта цель состоит из ряда более узких целей:
Уяснить, что такое разумное стабильное муниципальное развитие.
Выяснить, в какой степени муниципалитет может способствовать самому процессу разумного развития.
Показать, как муниципалитет может стимулировать разумное развитие.

Важная программа исследований, принятая в Норвегии сроком на 4 года ( 1988-91 ), называется NAMIT (принципы развития городов, согласованных с окружающей средой). Ее главная цель - показать на примерах, как большие и малые города Норвегии могут развиваться более стабильно, и особенно, как они могут быть преобразованы с целью их соответствия основным принципам Доклада Всемирной Комиссии по Окружающей Среде и Развитию (1987 г.).

В программе оцениваются альтернативные принципы развития городов с целью определить, насколько они соответствуют следующим целям:
Свести к минимуму потребление энергии и вредные выбросы в государственном и всемирном масштабе.
Беречь биологические ресурсы.
Приносить экономическую пользу обществу.
Снижать местный уровень шума и загрязнения.
Обеспечивать хорошие возможности жизни вне дома и отдыха.
Сохранять ландшафтные и культурные ценности.
Вносить свой вклад в достижение общественных целей и повышения благосостояния общества.

Главное достоинство программы состоит в том, что она показывает, насколько указанные принципы соответствуют всем этим целям, а не только одной или нескольким из них. Поэтому одна из задач программы - определить, в какой степени и каким образом новые принципы развития городов могут служить этим целям в свете общей перспективы, связанной с окружающей средой. Программа охватывает три параллельные ветви исследования, находящиеся в 1) Хортен/Борре (небольшой город в Норвегии), 2) Мальвик/Трондхейме (окрестности крупного города в Норвегии) и 3) Согнадале (небольшой районный центр). Перспективы и методы их совпадают. Это значит, что результаты всех трех могут быть суммированы. В каждой из них существует группа совместных научных исследований. Вместе они охватывают широкий спектр исследований.

Дания
Картинка 1 из 19

В Дании министерство Окружающей среды приступило к разработке проекта, названного "Зеленые округа", включающего 9 округов, которых концепция проекта имела много общего с идеей эко-общины В течение 1989 года была подготовлена программа предварительного изучения вопроса, которая переросла в двухлетний руководящий! план; его осуществление начато в 1990 году.

Основная цель проекта формулируется следующим образом "убедить местную общественность открыть дорогу экологически и экономически рациональному развитию и собирать и использовать приобретаемый при этом опыт".

Более узкие цели:

  • утвердить конкретные действия, связанные с вопросам» окружающей среды;
  • выявить возможные официальные трудности;
  • найти примеры проблем окружающей среды, которые могут быть решены новыми и более эффективными превентивными методами, например, на месте их возникновения или на рабочих местах и т.д.
  • повысить личный уровень сознания и ответственности за окружающую среду.
В проекте Дании основной упор также делается на инициативу. В каждом "зеленом" округе или муниципалитете руководству следует начать и поддерживать организацию "групп зеленой программы". Эти группы создадут действующую основу для работы над проектом, базирующимся на следующих положениях:

"Группы зеленого проекта - основа зеленого округа. Они выполняют и оценивают программы, которые сами сформулировали согласно принципам общей программы зеленых округов.
Группы объединяются на широкой основе и могут состоять из местных граждан, групп горожан, групп местных активистов, организаций, общественных авторитетов и консультативных советов.

Фактический состав группы определяется местными участниками программы и зависит от индивидуального характера и целей программы.
Группа, в принципе, должна обладать как можно большей самостоятельностью (самоопределение, децентрализация).

Картинка 22 из 162

Швеция

Здесь та же идея эко-сообщества подхвачена и захватывает все большее число муниципалитетов.
11 шведских муниципалитетов решили принять участие в предварительном изучении проекта "эко-сообществ", начатом делегацией сельских поселков. Четверо из этих поселков расположены по соседству в округе Оребро и участвуют в проекте в качестве так называемого "эко-региона". Цель предварительного изучения состоит в том, чтобы:
получить практическое, прикладное определение концепции эко-сообщества, ориентированное на местные условия участвующих в проекте муниципалитетов:
составить программу действий участвующих в проекте сообществ, указывающую им путь превращения в эко-сообщество;
пропагандировать и развивать в пределах сообществ философию, лежащую в основе программы, и таким образом способствовать их эко-развитию;
сформулировать программу, по которой может развиваться кооперация между шведскими эко-сообществами после завершения проекта.

"Мягкое начало" проекта было положено осенью 1990 года, когда сообщества объединили в единое целое свои собственные программы, и теперь проект будет действовать до января 1992 г.

В Шведском проекте также акцентируется местная инициатива. Проектом руководят сами муниципалитеты. Они развивают и финансируют свои собственные программы в рамках общей философии. Объединенные обсуждения и семинары предполагается проводить каждый квартал. Параллельные направления в других скандинавских странах привели к образованию Скандинавской кооперации в сфере эко-сообществ.

1 комментарий:

  1. Сама идея классная. Но как всегда все новые идеи тормозят чиновники всех уровней. Причина их скрытого сопротивления кроется в их неспособности жить в таких поселениях. Здесь надо работать в поте лица, чтобы заработать на жизнь. Проще сидеть в кабинетах и получать государством гарантированную зарплату, взятки, командовать, делать вид своей значимости и необходимости. В поселениях не нужны чиновники-дармоеды, кто существует за налоги трудового населения, нет продажных судей, прокуроров, милиции, налоговой, армии, президентов, депутатов - самой основы коррупции и кризисов. Здесь надо пахать и сеять, а то здохнешь. Люди избравшие свой образ жизни решили освободиться от нахлебников, разврата, преступности и сохранить своих детей от разложения и наркотиков, почти свободно распрастраняемых в мегаполисах и контролируются теми же чиновниками. Не хотят они потерять контроль над населением и дать ему свободу. То есть, лишиться денежного потока в свой карман, если все решат жить в таких поселениях и строить независимую жизнь от их "властных" стуктур. Государство в лице чиновников напрямую заинтересовано в закабалении своих граждан через "крепостное право" - привязанности и зависимости людей от их власти, от мегаполисов, комфорта и прочих "благ" цивилизации - то есть порабощения и контроля населения. Иначе и государство не надо.

    ОтветитьУдалить

Очень любопытно! Я долго искал информацию об этом!
Интересно такое надо применять!