20 сентября 2012 г.

Что такое Нево-Эковиль, чем и как он живет?

Фото Татьяны Чесноковой

По разным данным, в России сегодня насчитывается от 150 до 300 экологических поселений. Все они очень разные, и зачастую определение "экологическое" — достаточно условно. Речь идет о людях, решивших променять жизнь в многоквартирнике, окруженном машинами и толпами, на собственный дом среди лесов и полей в компании единомышленников.

Солнечные батареи, замкнутый цикл водоиспользования, утилизация и переработка мусора – до таких изысков российские экопоселения как правило не доходят. Задача их обитателей – просто выжить, найдя источники достойного существования в непростых условиях российской сельской местности.


Впрочем, в последнее время наметился новый тренд: власти вроде бы заинтересовались, нельзя ли вокруг экопоселенцев — как активных, небезразличных, образованных людей — начать организацию территорий устойчивого развития в сельской местности. В зону интереса, например, попал существующий уже 17 лет в Северном Приладожье поселок Нево-Эковиль.

Что такое Нево-Эковиль, чем и как он живет?
Фото Татьяны Чесноковой

Иван Гончаров, лидер Нево-Эковиля

Вообще, формально это часть карельского поселка Реускула, находящаяся от него немного в стороне. "Нево-Эковиль" — название общественной организации, объединяющей "экологических поселенцев", которое естественным образом перешло и на их поселок. Сама Реускула – это несколько домов, которые зимой преимущественно пустуют.

Нево-Эковиль на привычный поселок не очень похоже. Дома один от другого отстоят на сотню метров. Зато есть общественные территории, где собираются все жители: эковильхолл – просторная постройка для собраний и праздников; поляна а-ля Стоунхендж, где отмечают дни рождения; и даже художественная школа, где местные художники преподают для всех желающих – и детей, и взрослых. Есть и другие "места сборки" – всякий с удовольствием заглянет посмотреть, что нового в кузнице или в питомнике…

Эковильхолл. Здесь проходят праздники и обсуждаются важные вопросы

Безусловно, в Нево-Эковиле довольно остро стоит проблема занятости. Поселение находится в 20 километрах от Сортавалы, и некоторые жители работают там. Например, у главы поселения Ивана Гончарова в Сортавале архитектурно-строительная фирма, куда он ездит каждый день. Другая жительница работает вахтовым методом – две недели в Петербурге, две недели в Эковиле. Ну а кто-то никуда не выезжает, как скульптор и кузнец Дмитрий Жуков.

Он сюда перебрался не так давно, купил дом, оборудовал кузницу, теперь работает здесь. Другой эковилец из отцов-основателей, Владимир Березин, тоже работает на месте – выращивает посадочный материал, районированный для окрестностей. И очень огорчается, что весь рынок Ленинградской области заполонен неприспособленными к нашему климату молдавскими и белорусскими саженцами, а местные сортоиспытательные станции давным-давно приказали долго жить.

С детьми, которых тут, кстати, немало, тоже вопрос неоднозначный. Гончаровы на холодное время года переезжают в Сортавалу, где трое их детей ходят в школу. При этом "экопоселенцы" подчеркивают, что в Сортавале у них временное жилище, а постоянное здесь, в Нево-Эковиле — сюда они приезжают и на выходные, и на каникулы круглый год. Друга семья, Обручи, учат детей дома, заочно, и возят их в школу только дважды в неделю – на проверку знаний.

В экопоселении большие и хорошие огороды, цветы… А вот живности тут немного, в основном кошки и собаки — видимо, коров, коз или свиней поселенцам заводить не с руки.

Местные дети очень самостоятельны, уверены в себе, много всего знают и умеют, в том числе отлично чувствуют себя в качестве экскурсоводов по окрестностям. От Поляны и Пересвета Обручей, я, например, узнала о существовании грибов-зонтиков – огромных, легких в приготовлении и напоминающих по вкусу деликатесное мясо. Десятилетние мальчики уже работают в кузнице и даже сами могут выковать по ножу для походов за грибами, да еще и украсить их рисунками по металлу… Ну и, конечно, у всех детей есть четкие обязанности по дому.

Фото Татьяны Чесноковой
Эти ножи Ваня и Коля сделали сами — конечно, под руководством кузнеца дяди Димы
Фото Татьяны Чесноковой

Наш квалифицированный и доброжелательный экскурсовод Катя

Фото Татьяны Чесноковой
Пересвет и Поляна Обручи

Нево-Эковиль в первую очередь интересен тем, что здесь собрались люди, которые готовы стать инициаторами и проводниками программы развития окрестностей, пустеющих с каждым годом. Как бы это могло выглядеть? Ну, например, так. Составить проект развития окрестностей (4-6 поселений) как территории экологического туризма. Благо, места здесь, в Северном Приладожье, чудесные — чистые и живописные. Спланировать, где будут кемпинги мини-отели и лесные гостиницы, какие могут быть маршруты и прочие турпродукты. Государство строит дороги и проводит электроэнергию, обустраивает детсад-школу, поликлинику. Тогда частные инвесторы готовы будут вложиться в строительство гостиниц, а местное население получит возможность здесь жить и развивать бизнес – от кафе и ресторанчиков до проката лошадей и лодок… Кто-то пойдет работать в поликлинику, кто-то в школу, кто-то магазинчик откроет…

В общем, на территорию вернется жизнь. Она перестанет быть сугубо летне-дачной. Ну а если здесь, возле ладожских шхер, среди озер и лесов, появится инфраструктура, то найдутся и другие желающие переехать из мегаполиса на природу. Иван Гончаров говорит, что, например, такой возможностью интересуются программисты. Ничего невероятного в этом нет — главное, как говорится, политическая воля.

Экопоселение — это не рай земной, здесь, безусловно, много проблем, не только сугубо материальных, но и психологических. Все-таки это жизнь в обособленном немногочисленном коллективе. Очень многое здесь зависит от лидера, от его умения ладить с людьми и местными властями. Нево-Эковиль состоялся, потому что у его лидера Ивана Гончарова это получается. Бесспорно, если бы экопоселения стали флагманами развития окрестных территорий при поддержке властей, это добавило бы драйва и размаха местной жизни, а возможно и помогло бы раскрыться организаторским способностям всех эковильцев.

В Нево-Эковиле мы стали свидетелями небанального события – пробной выплавки булатной стали. Происходило все в кузнице Дмитрия Жукова, который, между прочим, — автор двух известных скульптур "Эра" и "Арта" около музея современного искусства Эрарта. Собралось почти все население поселка. Сначала все слушали теорию — лекцию профессора Юрия Саркисяна о булатной стали, а потом стали свидетелями того, как теория превращается в практику. Когда мы уезжали, судьба четырех килограммов заготовки для булата еще не была решена – то ли оставить на память как первый опыт, то ли меч сковать, то ли ясно солнышко…

Фото Татьяны Чесноковой

Лекция профессора Юрия Саркисяна о выплавке булата собрала очень пеструю в возрастном отношении аудиторию

Фото Татьяны Чесноковой

 От теории к практике: печку для выплавки булата сложили на улице возле кузницы

Фото Татьяны Чесноковой

 Вот он, финальный четырехкилограммовый слиток – заготовка для булата

Татьяна Чеснокова
Подробнее: http://www.rosbalt.ru/blogs/2012/08/30/1028497.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Очень любопытно! Я долго искал информацию об этом!
Интересно такое надо применять!